Герои социалистического труда
АКИМОВ Петр Иванович родился 28 января 1916 года в селе Большие Ремезенки Чамзинского района. В 1931 году пятнадцатилетним пареньком поступает в Рузаевское ФЗУ, после окончания, которого работает помощником машиниста, а затем машинистом в локомотивном депо. В 1938 году его призывают в Красную Армию и отправляют на Дальний Восток, где участвует в разгроме японских милитаристов у озера Хасан. Демобилизовавшись, он возвращается в локомотивное депо ст. Рузаевка и становится одним из ведущих машинистов, мастером вождения тяжеловесных поездов. Сотни тысяч тонн грузов перевез сверх плана в своих составах машинист П.И. Акимов и в предвоенные годы, будучи стахановцем, и в военное, и в послевоенное время. Многих выучил паровозному мастерству, когда в 1954-58 г.г. был машинистом-инструктором локомотивных бригад. Его помнят как инициатора вождения поездов без толкачей. Когда пришли электровозы, стал водить пассажирские поезда. В 1960 первым привёл в г. Рузаевку электровоз «ВЭЛ-22 М».
За высокие показатели, достигнутые в труде, Министерство путей сообщения СССР и ЦК профсоюзов работников железнодорожного транспорта присвоили П.И. Акимову звание «Лучший машинист электровоза железных дорог СССР».
В 1962 г. Петр Иванович избирался депутатом Верховного Совета СССР. В конце декабря 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР П.И. Акимову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». До ухода на пенсию, в 1971 году, Петр Иванович был наставником молодых машинистов.
Умер 20 июля 2000 года.
(18.11.1897, г. Кременчуг — 13.1.1959, г. Харьков), инженер-путеец. Герой Социалистического Труда (1943). Генерал-директор путевого строительства 3-го ранга (1945). Родился в семье машиниста. В 13 лет остался сиротой, воспитывался старшим братом. Окончил Рузаевское высшее начальное училище (1915), Нижегородский институт (1923). В 1918-29 гг.— помощник слесаря депо ст. Рузаевка, прораб, техник, заместитель начальника Рузаевской дистанции пути; 1929-38 — начальник дистанции пути в Алатыре и Ульяновске. В 1938 — начальник строительно-монтажного треста Южной железной дороги. В годы Великой Отечественной войны руководил строительством новых путей к Сталинграду, которые обеспечивали подвоз боеприпасов и продовольствия в город.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Бондаренко Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». 13 ноября 1943 года М.Л.Бондаренко был назначен заместителем начальника Южной дороги - начальником Управления строительно-восстановительных работ. После Победы до 1955 года Бондаренко возглавлял трест «Южтрансстрой». Строил и капитально восстанавливал важнейшие объекты Южной магистрали и объекты за её пределами. С 1955 года в связи с образованием нового Министерства транспортного строительства, М.Л.Бондаренко был переведен в Минтрансстрой. 13 января 1959 года его жизнь оборвалась. Награжден двумя орденами Ленина, орденом трудового Красного Знамени, медалями; тремя знаками «Почетному железнодорожнику».
БОРИСОВА Пелагея Ивановна родилась 10 мая 1931 г. в с. Пичпанда Зубовополянского района в крестьянской семье. Было Поле десять лет, когда грянула Великая Отечественная. Ушли на войну отец Иван Павлович и брат Андрей. Полина вместе с матерью Софьей Феофановной выполняла всю ту работу, которая выпала на плечи взрослых людей. Недоедала, недосыпала, ныли руки и ноги от тяжелой работы в совхозе, но не жаловалась, духом не падала. Брат погиб на войне. А отец вернулся — Полина на комбайне копнильщица. В 1949 году совхоз «Красное Сельцо» стал плодопитомническим, и она стала трудиться в питомнике. В 1960 – 1986 гг. Пелагея Ивановна была бригадиром. Ежегодно бригада выращивала до 170 тысяч саженцев. Борисова неоднократно участвовала в выставках достижений народного хозяйства.
В 1966 году ей первой в Рузаевском районе за высокие показатели в выращивании саженцев было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1971 г. она избиралась делегатом XXIV съезда КПСС. П.И. Борисова награждена орденом Ленина, медалями.
Умерла 13 июля 2022 года
КОНДРЕНКОВ Федор Герасимович родился в 1901 году в деревне Русский Шебдас. Крестьянский труд познал с раннего детства, был пастушонком. Это и спасало от голода в первую мировую войну. Он, третий ребенок из шести в крестьянской семье, пас телят от рассвета до заката. Кормильцем его называли. В 1917-м пришел Федор Кондрёнков на железную дорогу разнорабочим. В Гражданскую войну воевал в Туркестане с остатками банд басмачей. В 1924-м возвратился Федор домой, вновь влившись в отряд железнодорожников. Транспорт разрушен, паровозы разбиты, топлива нет. Надо было вместе со всеми выводить страну из разрухи.
И вновь война, Великая Отечественная. Федор Герасимович ковал победу в тылу. Здесь мужества требовалось не меньше, чем на линии огня. Однажды на станции внезапно вспыхнут вагон. Федор Герасимович тогда был составителем поездов и знал, что на соседнем пути стоят 24 вагона, доверху груженые боеприпасами. Взрыв был неминуем. И тогда Кондрёнков подбежал к паровозу, который стоял вдали от состава. Подогнав его, успел оттащить все 24 вагона на безопасное расстояние, от пожара. Взрыв был, но он не стал катастрофой. Золотая Звезда Героя Социалистического Труда (1959), два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, медали — свидетельство самоотверженного труда человека, казалось бы, скромной профессии. Федора Герасимовича Кондрёнкова не стало в ноябре 1989 года.
Место рождения — село Рузаевка. Профессия — слесарь паровозного депо. Помощник машиниста с 1918 года, машинист с 1930 года. Железнодорожникам в военные годы приходилось работать сутками. Антон Федорович со своим помощником Бубновым и кочегаром Холодовым не сходил с паровоза по двое-трое суток. Однажды обнаружилась течь контрольной пробки. Заглушать топку — значит вывести машину на несколько часов из строя. Машинист принял решение устранить течь, не охлаждая паровоза. Он рисковал жизнью, но дело было сделано, и поезда, можно сказать, не стояли по их вине. Антон Федорович Лёскин первым в Мордовии в ноябре 1943 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Газета «Красная Мордовия» от 19 ноября 1943 года писала: «Паровоз Антона Федоровича — лучшая машина депо. Она не знает аварий и всегда готова к работе... А.Ф. Лёскин — лучший машинист тяжеловозных экспрессов...»
А.Ф. Лёскин отмечен благодарностями и премиями: «За безаварийную отличную работу», «За стахановско-кривоносовские методы работы»... В особом ряду благодарность за отличное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны. В одну из поездок, в 1944 году, от постоянного перенапряжения случилось непоправимое —кровоизлияние в мозг. К работе Антон Федорович уже не смог вернуться. Умер А.Ф. Лёскин 11 июля 1950 г., едва перешагнув свой пятидесятилетний юбилей.
ОСИПОВ Василий Тимофеевич родился в 1906 г. в Лунинском районе Пензенской губернии. Работал в Рузаевке учеником телеграфиста, телеграфистом, дежурным по станции, старшим диспетчером, а с 1934 по 1936 г. – заместитель начальника Рузаевского отделения железной дороги. Был одним из зачинателей формирования маршрутных поездов. В начале войны Василий Тимофеевич – начальник гражданского движения уполномоченного Министерства путей сообщения при Брянском фронте. В конце 1942 г. - заместитель начальника службы движения по обеспечению воинских перевозок Куйбышевской железной дороги. 5 ноября 1943 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда «за исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающееся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».
В 1944 г. переведен в Москву в Министерство путей сообщения начальником отдела маршрутизации перевозок. Работал заведующим отдела транспорта Всесоюзного института научной и технической информации Госкомитета по науке и технике при Совете Министров СССР, имея ученую степень доктора технических наук и звание профессора. С 1955 года был начальником треста. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, многими медалями. Умер скоропостижно 13 января 1959 г.